Skip Navigation Links
О Компании Expand О Компании Каталог продукции Учебный центр Expand Учебный центр Полезная информация Expand Полезная информация Контакты
Skip Navigation Links.

Характерные виды коррозии металлов

По природе разрушения различают следующие виды коррозии:

-          химическую

-          электрохимическую

-          биохимическую - для случаев, когда коррозия металла в морской воде усиливается под действием обрастания поверхности морскими организмами,

-          электрокоррозию - усиление коррозии под действием анодной поляризации, вызванной внешним электрическим полем (например, при производстве сварочных работ на плаву, при наличии блуждающих токов в акватории).

По характеру разрушения различают следующие виды коррозии:

-          сплошную - охватывающую всю поверхность металла;

-          местную - охватывающую отдельные участки поверхности;

-          равномерную - протекающую с приблизительно одинаковой скоростью по всей поверхности;

-          точечную (питтинг) - в виде отдельных точек диаметром до 2 мм;

-          язвенную - в виде язв диаметром от 2 до 50 мм;

-          пятнами - в виде пятен диаметром более 50 мм и глубиной до 2мм;

-          расслаивающую - вызывающую расслоение металла и вспучивание слоёв (характерно для алюминиевых сплавов)

-          подпленочную - протекающую под защитным покрытием металла или ЛКМ;

-          межкристаллитную - в виде избирательного разрушения границ зерен;

-          селективную (избирательную) - в виде растворения отдельных компонентов сплава;

-          щелевую - развивающуюся в щелях и узких зазорах.

По сочетанию с другими физическими воздействиями различают следующие виды коррозионных разрушений:

-          коррозионно-кавитационные - при дополнительном воздействии кавитационного процесса (например, гребные винты, направляющие насадки и т.п.);

-          эрозионнр-коррозионные - при дополнительном истирающем воздействии потока воды совместно с твердыми частицами (песок, лед и пр.) или без них (например, корпуса ледоколов, внутренняя поверхность судовых труб и т.п.);

-          коррозионное растрескивание - при воздействии растягивающих напряжений;

-          коррозионная усталость - при воздействии переменных механических напряжений;

-          фреттинг-коррозия - при наличии механического воздействия в виде тесного контакта и перемещения относительно друг друга с высокой нагрузкой двух поверхностей (например, гребные валы под облицовками, баллеры рулей и т.п.);

-          высокотемпературная коррозия - при воздействии коррозионной среды с высокой температурой (лопатки турбин, палубы авианесущих кораблей и т.п.);

-          контактная коррозия - при сопряжении разнородных металлов в электролите, образующих гальваническую пару (стальной корпус в контакте с донно-забортной арматурой из цветного сплава, алюминиевая надстройка в контакте со стальным комингсом и т.п.).

Из приведенного, далеко не полного, перечня видно, насколько многообразны коррозионные разрушения и как тесно взаимосвязаны они с другими факторами среды, эксплуатационными условиями и конструктивным исполнением металлоконструкций.

 

 

равномерная

1 - равномерная

неравномерная

2 - неравномерная

избирательная

3 - избирательная

пятнами

4 – пятнами

язвенная

5 - язвенная

точечная

6 - точечная

межкристаллитная

7 - межкристаллитная

коррозионное растрескивание

8 – коррозионное растрескивание

подповерхностная

9 - подповерхностная

Рисунок:  Виды коррозионных разрушений

На практике проблема осложняется еще и тем, что одно сооружение и даже одно изделие может одновременно подвергаться различным видам коррозии. Характерным примером может служить винторулевой комплекс судна, где наблюдаются:

1)      контактная коррозия кормового подзора корпуса, кронштейнов и руля при наличии электрического контакта с гребным винтом из цветного сплава;

2)      селективная коррозия гребного винта из цветных сплавов (обесцинкование латуней, обезалюминивание бронз);

3)      коррозионно-эрозионные или коррозионно-кавитационные разрушения гребного винта, кронштейнов и пера руля;

4)      фреттинг-коррозия гребного вала в месте контакта с облицовкой;

5)      коррозионная усталость материала гребного винта в корневом сечении лопасти;

6)      общая равномерная или неравномерная коррозия металлических поверхностей.

Очевидно, что квалифицированное решение задач противокоррозионной защиты реального объекта должно основываться на всестороннем учете всех влияющих обстоятельств: конструкции объекта, среды, окружающих условий, эксплуатационных факторов. Анализ этих обстоятельств позволит сначала определить возможные коррозионные повреждения, а затем правильно наметить конкретные методы и средства защиты.

 

 

 

(Материал приведен из курса лекций

«Центрального научного- исследовательского

 института конструкционных материалов «Прометей»)

Яндекс.Метрика