По природе разрушения различают следующие виды коррозии:
- химическую
- электрохимическую
- биохимическую - для случаев, когда коррозия металла в морской воде усиливается под действием обрастания поверхности морскими организмами,
- электрокоррозию - усиление коррозии под действием анодной поляризации, вызванной внешним электрическим полем (например, при производстве сварочных работ на плаву, при наличии блуждающих токов в акватории).
По характеру разрушения различают следующие виды коррозии:
- сплошную - охватывающую всю поверхность металла;
- местную - охватывающую отдельные участки поверхности;
- равномерную - протекающую с приблизительно одинаковой скоростью по всей поверхности;
- точечную (питтинг) - в виде отдельных точек диаметром до 2 мм;
- язвенную - в виде язв диаметром от 2 до 50 мм;
- пятнами - в виде пятен диаметром более 50 мм и глубиной до 2мм;
- расслаивающую - вызывающую расслоение металла и вспучивание слоёв (характерно для алюминиевых сплавов)
- подпленочную - протекающую под защитным покрытием металла или ЛКМ;
- межкристаллитную - в виде избирательного разрушения границ зерен;
- селективную (избирательную) - в виде растворения отдельных компонентов сплава;
- щелевую - развивающуюся в щелях и узких зазорах.
По сочетанию с другими физическими воздействиями различают следующие виды коррозионных разрушений:
- коррозионно-кавитационные - при дополнительном воздействии кавитационного процесса (например, гребные винты, направляющие насадки и т.п.);
- эрозионнр-коррозионные - при дополнительном истирающем воздействии потока воды совместно с твердыми частицами (песок, лед и пр.) или без них (например, корпуса ледоколов, внутренняя поверхность судовых труб и т.п.);
- коррозионное растрескивание - при воздействии растягивающих напряжений;
- коррозионная усталость - при воздействии переменных механических напряжений;
- фреттинг-коррозия - при наличии механического воздействия в виде тесного контакта и перемещения относительно друг друга с высокой нагрузкой двух поверхностей (например, гребные валы под облицовками, баллеры рулей и т.п.);
- высокотемпературная коррозия - при воздействии коррозионной среды с высокой температурой (лопатки турбин, палубы авианесущих кораблей и т.п.);
- контактная коррозия - при сопряжении разнородных металлов в электролите, образующих гальваническую пару (стальной корпус в контакте с донно-забортной арматурой из цветного сплава, алюминиевая надстройка в контакте со стальным комингсом и т.п.).
Из приведенного, далеко не полного, перечня видно, насколько многообразны коррозионные разрушения и как тесно взаимосвязаны они с другими факторами среды, эксплуатационными условиями и конструктивным исполнением металлоконструкций.
1 - равномерная
|
2 - неравномерная
|
3 - избирательная
|
4 – пятнами
|
5 - язвенная
|
6 - точечная
|
7 - межкристаллитная
|
8 – коррозионное растрескивание
|
9 - подповерхностная
|
Рисунок: Виды коррозионных разрушений
На практике проблема осложняется еще и тем, что одно сооружение и даже одно изделие может одновременно подвергаться различным видам коррозии. Характерным примером может служить винторулевой комплекс судна, где наблюдаются:
1) контактная коррозия кормового подзора корпуса, кронштейнов и руля при наличии электрического контакта с гребным винтом из цветного сплава;
2) селективная коррозия гребного винта из цветных сплавов (обесцинкование латуней, обезалюминивание бронз);
3) коррозионно-эрозионные или коррозионно-кавитационные разрушения гребного винта, кронштейнов и пера руля;
4) фреттинг-коррозия гребного вала в месте контакта с облицовкой;
5) коррозионная усталость материала гребного винта в корневом сечении лопасти;
6) общая равномерная или неравномерная коррозия металлических поверхностей.
Очевидно, что квалифицированное решение задач противокоррозионной защиты реального объекта должно основываться на всестороннем учете всех влияющих обстоятельств: конструкции объекта, среды, окружающих условий, эксплуатационных факторов. Анализ этих обстоятельств позволит сначала определить возможные коррозионные повреждения, а затем правильно наметить конкретные методы и средства защиты.
(Материал приведен из курса лекций
«Центрального научного- исследовательского
института конструкционных материалов «Прометей»)